Минфин предложил увеличить поступления в бюджет за счет увеличения налогов

Для снижения дефицита Минфин вынес на обсуждение несколько способов увеличения бюджета за счет повышения налогов на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов. Таким образом министерство планировало привлечь дополнительно почти 2,5 трлн руб. в 2017-2019-м. Идею в правительстве не поддержали.

КартинкаФото: @KremlinRussia

Со ссылкой на несколько федеральных чиновников газета «Ведомости» сообщила, что Минфин подготовил бюджетный прогноз, который предполагает повышение налогов, мобилизацию доходов и исчерпание суверенных фондов за три года. Из материалов ведомства по данным издания, следует, что всего за 2017-2019 годы Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн руб.

Основными источниками бюджета станут нефтяные компании, «Газпром» и производители табака. Также дополнительные средства можно будет получить от введения акциза на напитки с добавлением сахара, НДС на интернет-торговлю и за счет бóльших дивидендов с госкомпаний.

Позже со ссылкой на первого вице-премьера Игоря Шувалова ИА «Интерфакс» подтвердило данную информацию, также сообщив, что идея к исполнению принята не будет.

Андрей Сырчин

Андрей Сырчин

Управляющий партнер

Повышение налогов — дополнительный пресс для платежеспособного спроса населения и бизнеса, которые и так уже задыхаются от политики денежно-кредитного сжатия или дезинфляции, как это называют в Центробанке. Минфин не предложил что-то новое, повышать налоги в кризисные времена — стандартная практика. В сложные времена к данному методу прибегало множество государств, но он зачастую реверсивен — с одной стороны это уход от налогов, развитие черного рынка, с другой — снижение денежной массы у населения и компаний приведёт к сжиманию экономики, снижению платежеспособности населения и ключевому итогу, уменьшению самой налоговой базы. Такие методы можно осуществлять в странах с высокой налоговой базой, например, США или Германия, где есть культура уплаты налогов. В России такая практика может привести к очередному витку кризиса. Хотя правительство и отвергло эти методы, обсуждения вопроса не останавливаются. В какой-то момент мы можем увидеть изменения налогообложения в нашей стране.

Мобилизация нужна для того, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 п.п. ежегодно — с 3,2% в следующем году до 1,2% ВВП в 2019-м. Сокращать расходы Минфин уже не может так как принято решение установить их на все три года в размере 15,787 трлн руб. ежегодно. Дыра при планируемых доходах при этом за три года будет на 60% больше целевого дефицита, который возрастает еще на 3,5 трлн руб.

Предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн руб. И если в 2017 г. не хватает всего 40 млрд руб., то в 2019 г. — уже 649 млрд. Свободных денег (т.е. не вложенных в инвестиционные проекты, не размещенных в банках и ВЭБе) в суверенных фондах недостаточно. Вслед за резервным фондом в следующем году придется тратить фонд национального благосостояния, следует из расчетов Минфина, и в течение 2018 г. резервы практически исчерпываются.

В связи с этим Минфин выдвинул несколько идей на обсуждение, «где можно поискать деньги». Как уже и сообщалось ранее, это повышение на 1 п.п. налогов на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов. Согласно выкладкам Минфина прогнозируемая прибыль государства с таких сборов способна пополнить бюджет на сумму от 170 млрд до 324 млрд руб. По его данным возможны и более радикальные изменения. Прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, альтернативой этому служат рост единой ставки НДФЛ до 15–16% и введение необлагаемого минимума.