ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП)
Год приватизации: 2017
Доля государства: 20%
Пакет акций на продажу: 20%
Группа НМТП – крупнейший по грузообороту портовый оператор России. При этом непосредственно на порт приходится 20,6% грузооборота морских портов в стране (теплый климат позволяет использовать этот порт круглогодично, в отличие от многих других портов России). На Новороссийск нацелены многие грядущие проекты транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана. Кроме него, в группу входят несколько терминалов в Новороссийском порту, один из крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области. Все вместе эти предприятия дают 157 млн тонн отправленных грузов в год, что составляет около трети российской морской грузоперевалки. В Европе группа НМТП занимает третье место среди портовых операторов. За 2016 год чистая прибыль НМТП выросла в 8,5 раза, достигнув 26,3 млрд рублей.
Согласно представленной НМТП стратегии развития, группа собирается перейти от специализации по стивидорным компаниям к специализации по производственным площадям с фокусом на высокодоходные грузы. Главным приоритетом для группы должен стать контейнерный бизнес. НМТП ожидает, что грузооборот в этом сегменте к 2020 году вырастет в три раза.
Акциями НМТП владеют компания Novoport Holding Ltd., бенефициарами которой являются OAO «АК Транснефть» (нефтеналивные грузы) и группа «Сумма» (сухие грузы, прежде всего зерно) – 50,1%, Росимущество – 20%, структуры РЖД – 5,3% и дочка Транснефти – Транснефть-Сервис – 10,5%. Остальные акции находятся у миноритариев и обращаются на свободном рынке.
Акции ПАО «НМТП» котируются на Московской бирже (тикер NMTP), а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (тикер NCSP).
Согласно плану приватизации на 2017 год государство намерено полностью выйти из акционеров НМТП. Обсуждается возможность передачи 20% акций стратегическому инвестору через Российский фонд прямых инвестиций. При участии РФПИ долю Транснефти также может выкупить «Сумма». В качестве еще одного потенциального покупателя называется портовый оператор DP World, который находится под управлением компании Dubai World, принадлежащей правительству ОАЭ.
В декабре 2016 г. Транснефть заявила о намерении продать свою долю в НМТП. Параллельно заговорили об объединении при продаже пакета Росимущества с долей Транснефти в НМТП. Если будет реализован этот вариант, то речь пойдет о приватизации 55,5% акций НМТП. «Сумма», по слухам, не очень рада новым перспективам. Переход контрольного пакета к третьей стороне фактически оставит компанию «за бортом» управления.
Выход государства из активов НМТП вполне логичен. Государство фактически не принимает участие в управлении компанией. Если потребуется вмешательство в дела НМТП – у государства вполне достаточно для этого рычагов воздействия. Продажа госдоли несет исключительно фискальный момент – пополнить бюджет. Решение Транснефти о продаже своей доли в НМТП логично. Для нее это не профильный актив. Транснефти нужны исключительно гарантии спокойствия и «невоенной» обстановки в порту. Если покупателями пакета выступят иностранные инвесторы, это даст дополнительный стимул развитию НМТП, повысится прозрачность корпоративного управления, цена акций может существенно вырасти.
Потенциал роста акций компании невысокий – не более 20-30% плюс рост капитализации. За последние 2 года их стоимость выросла в 7 раз и сейчас котировки бумаг НМТП находятся на историческом максимуме.