ОАО «Производственное объединение «Кристалл»
Год приватизации: 2017-2019 гг.
Доля государства: 100%
Пакет акций: 100%
ОАО «Производственное объединение «Кристалл» – крупнейший в России производитель бриллиантов и одно из крупнейших в мире предприятий по огранке природных алмазов в бриллианты. Держателем 100% акций является государство.
На Россию приходится около 3% мирового рынка. Из общего объема произведенных в РФ бриллиантов 40% приходится на смоленский «Кристалл».
Смоленское предприятие – крупнейший клиент АК «АЛРОСА» на внутреннем рынке. «Кристалл» приобретает у Группы порядка 70% от общих закупок алмазного сырья, являясь долгосрочным клиентом алмазодобывающей компании (долгосрочные клиенты приобретают заранее оговоренные объемы и ассортимент алмазов в ходе регулярных торговых сессий).
Компания насчитывает 2 200 работников и имеет торговые представительства во всех ведущих мировых центрах торговли алмазами и бриллиантами: Антверпене, Гонконге, Нью-Йорке и Дубае.
«Кристалл» специализируется на производстве бриллиантов элитного качества: продукция категорий огранки Good, Very Good и Excellent составляет около 90%. Выход в 1992 году на международный рынок сделал необходимым создание широкой международной торговой сети. Открыты зарубежные представительства в Бельгии, Гонконге, Израиле.
В настоящее время клиентами «Кристалла» и его зарубежных представительств являются компании в различных регионах мира, в том числе в Европе, США, Израиле и Японии, странах Юго-Восточной Азии и СНГ. C 1998 года объединение является первым и единственным российским сайтхолдером DTC.
В 2014-2015 гг. производство и выручка ПО «Кристалл» росли на 16-17% в год.
В 2015 году Гохран закупил смоленских бриллиантов на 3 млрд рублей.
ПО «Кристалл» относится к числу стратегических предприятий и осуществляет свою деятельность под контролем президента России.
Генеральный директор завода Максим Шкадов в 2014 году называл «реальную максимальную стоимость» смоленского завода – около 500 млн долларов.
С 2010 года объем производства бриллиантов в РФ снижается на 7%. Более 90% российских бриллиантов идут на экспорт. При этом внутренний рынок ювелирных изделий преимущественно заполнен недорогой (а потому востребованной) импортной мелкой «россыпью» бриллиантов в диапазоне цен от 15 до 30 тыс. руб.
Российские огранщики работают с минимальной или отрицательной рентабельностью. Кристалл выручает поддержка государства, которое выкупает у него каждый год солидный объем продукции. После приватизации эта поддержка, скорее всего, будет минимизирована.
Помимо этого, в сентябре 2016 года в соответствии с требованиями ВТО была отменена 6,5% экспортная пошлина на алмазное сырье. Без нее сырье для российских огранщиков подорожало. Конкурентоспособность наших производителей и так была невысока: маржа колебалась на уровне 0-3%. Теперь после отмены пошлины российские гранильные предприятия, и в первую очередь смоленский «Кристалл», вынуждены оптимизировать (сокращать) производственные, коммерческие, управленческие и административные издержки. И параллельно развивать собственную дистрибьюторскую сеть или привлекать иностранных партнеров, тем самым увеличивая продажи.
Есть другой путь – создание крупных холдингов, которые бы объединяли добычу, огранку, маркетинг и ювелирный ритейл. По этому пути пошла De Beers. В России такое объединение возможно только на базе АК «АЛРОСА», но ей, по большому счету, не нужны ни огранка (из-за низкой маржинальности), ни ритейл.
Серьезный рост бумаг маловероятен. Если «Кристалл» будет окончательно решено приватизировать, проведут IPO. Часть акций приобретет АЛРОСА, часть будет куплена иностранными инвесторами, как специализирующимися на рынке бриллиантов, так и зарубежными фондами. Остальные 15-20% будут выставлены на рынок. Бумаги обеспечены реальными активами, поэтому они заинтересуют розничных и портфельных инвесторов. Дивиденды вряд ли превысят 4-6%.