Приватизация 2017-2019. Обзор по крупным госактивам и прогноз.

В начале февраля правительство определилось с планом приватизации на ближайший год и с некоторыми оговорками до 2019 года.

Картинка

В начале февраля правительство определилось с планом приватизации на ближайший год и с некоторыми оговорками до 2019 года. В этом году, как и было заявлено ранее, предполагается продажа акций ПАО «Совкомфлот» и ПАО «ВТБ». Доходы от их продажи на 138 млрд руб. уже заложены в бюджет-2017 (в том числе 95 миллиардов от приватизации 10,9% минус 1 акция ВТБ и 24 миллиарда – от продажи 25% минус 1 акция «Совкомфлота»). От старого плана приватизации также остались АЛРОСА, Новороссийский морской торговый порт (НМТП), Объединенная зерновая компания (ОЗК) и  ПО «Кристалл».

Соответственно, на неопределенный срок отодвинута приватизация Транснефти, Зарубежнефти, Государственной транспортной лизинговой компании, РЖД, РусГидро и Ростелекома.

Несмотря на бюджетный дефицит в 3,2% ВВП в 2017 году (максимальный на ближайшую «трехлетку»), правительство решило не торопиться с продажей госактивов. И этой неспешности есть свое объяснение.

Бюджет-2017 сверстан исходя из очень консервативной цены на нефть – 40$. Если тенденция сохранится (а нефтяные котировки уже сейчас превышают 55$), дефицит бюджета сократится на 50-75% и приватизация будет не критична для финансирования расходной части. Таким образом, у правительства появится возможность для более тщательного отбора инвесторов, которые приобретут активы по относительно высоким ценам и, возможно, примут на себя обязательства по их интенсивному развитию.

Попытаемся проанализировать, что из себя представляют перечисленные госактивы и насколько они интересны инвесторам (включая не вошедшие в обновленный план приватизации).

ОАО «Российские железные дороги»

Год приватизации: 2017-2019 гг.

Доля государства: 100%

Пакет акций на продажу: 25%

Обзор:

ОАО «РЖД» – российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец железнодорожной сети протяженностью 85.5 тыс. км и инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира.

Уставный капитал РЖД составляет 1.96 трлн руб.

Крупнейший работодатель России, в его структурах работает более 1 млн человек.

Вклад РЖД в ВВП России составляет 2,5%.

Основные направления коммерческой деятельности компании – грузовые и пассажирские перевозки. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы РФ в 2015 году составляла более 45%, в пассажирообороте – около 34%. Железные дороги России перевезли 90% всего произведённого в стране угля, 70% бензина, 74% дизельного топлива, 47% цемента.

Всего на данный момент на РЖД работают 19 отраслей российской экономики.

Главными поставщиками холдинга являются предприятия чёрной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительные заводы, производители разных типов готовой продукции и оборудования.

Объем субсидий из бюджетов всех уровней в 2015 г. составил почти 158 млрд руб.

Приватизация 25% минус одна акция ОАО «РЖД» была частью утвержденного плана правительства на 2012-2013 гг.

Наиболее вероятные активы для приватизации – АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) и ПАО «Трансконтейнера». РЖД принадлежит 100% акций ФГК и 50% + две акции «Трансконтейнера».

ФГК – общесетевой оператор грузового подвижного состава. Ее общий вагонный парк составляет почти 150 тысяч единиц подвижного состава. Основные грузы: каменный уголь – 86 млн тонн (50%); минерально-строительные грузы – 48,4 млн тонн (27%); руда железная и марганцевая – 15,6 млн тонн (9%); черные металлы – 10,8 млн тонн (6%) и др. По итогам производственной деятельности за 2016 год общий объем перевезенных АО «ФГК» грузов составил 187 млн тонн, что на 13% превышает показатели 2015 года.

ПАО «Трансконтейнер» владеет и управляет около 64 тыс. крупнотоннажных контейнеров, почти 27 тыс. вагонов-платформ для их перевозки (около 60% от их общего количества в России), а также имеет сеть терминалов в РФ (на 46 станциях) и в Словакии и 50% акций АО «Кедентранссервис» (с 19 железнодорожными терминалами в Казахстане).Доля РЖД в «Трансконтейнере» вложена в Объединенную транспортно-логистическую компанию – головную компанию несостоявшегося проекта по объединению активов РЖД и ее казахских и белорусских партнеров в рамках создания единой евразийской транспортной сети. Структуры, аффилированные с РЖД, также владеют частью капитала компании. Второй крупнейший акционер, контролирующий четверть акций «Трансконтейнера», – группа «Сумма». Другими претендентами на долю в компании выступают Российский фонд прямых инвестиций, группа зарубежных инвесторов и Первая грузовая компания, входящая в холдинг UCL.

От «Суммы» в адрес РЖД неоднократно поступали предложения о выкупе части, а то и всего пакета акций, принадлежащего госкомпании. Осенью 2016 года к ним добавился вариант покупки половины контрольного пакета с 20-30-процентной премией к рынку и применением схемы с пут-опционом на оставшуюся часть акций со сроком исполнения через несколько лет.

Глава РЖД Олег Белозеров называл приватизацию «Трансконтейнера» нецелесообразной, так как при потере контрольного пакета руководство РЖД не сможет влиять на принимаемые менеджментом контейнерного перевозчика решения, что может привести к убыткам как для «Трансконтейнера», так и для самой госмонополии.

Мнение:

РЖД – огромная монополия, которая до сегодняшнего момента была фактически неэффективной. Отсутствие прозрачности управления играет исключительно против привлекательности у серьезных инвесторов. Один из признаков неэффективности – в компании раздут управленческий персонал. Его доля – 35%, тогда как в 2003 г. было 26,5%.

Оба претендента – и ФГК, и «Трансконтейнер», если в них придут серьезные, желательно зарубежные инвесторы, – могут выйти на новый уровень как с точки зрения капитализации компаний, так и с точки зрения рыночной привлекательности. Приход сторонних инвесторов может вынудить менеджмент РЖД платить дивиденды государству или самим акционерам.

ПАО «Трансконтейнер» – прибыльное и эффективное предприятие, с точки зрения как дивидендных выплат, так и операционных показателей. Оно обеспечивает госмонополии постоянный доход и приносит серьезную выручку. При этом у компании не монопольное положение на рынке контейнерных перевозок (лидирует здесь автотранспорт). На ее долю приходится лишь 40% перевозок. Перспективы контейнерных перевозок сложно переоценить –  требуются лишь инвестиции в инфраструктуру, грамотное развитие которой может привести к росту этого рынка более чем вдвое.

ФГК, в отличие от контейнерного оператора, не имеет доминирующего влияния на либерализованном вагонном рынке. Но с учетом перспектив реализации проектов с АТР его доля на рынке может вырасти.

Прогноз:

Рост акций РЖД на 100-200% при хорошем менеджменте, нормальной отчётности, не раздувании бюджетов компании. К этому можно смело прибавлять дивиденды: в соответствии с текущей ситуацией – 8-10%.