Фото: rbk.ru
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на банковском форуме, который прошел в Сочи 14 сентября, рассказала коллегам и журналистам о ситуации с банком «Открытие», который с 29 августа находится под управлением временной администрации регулятора.
После нейтрального пресс-релиза «О мерах по повышению финансовой устойчивости», где не было названо ни одной причины, потребовавшей вмешательства ЦБ, теперь регулятор перешел к жесткой критике банка, отмечает «Коммерсантъ». «Многие операции банк проводил исключительно из конъюнктурных соображений, не делая полноценного анализа рисков, что, безусловно, привело к этим печальным результатам»,— цитирует Набиуллину газеты.
Одной из таких операций ЦБ считает широко известную сделку по покупке еврооблигаций «Россия-30» для участия в валютном репо с ЦБ. «На балансе „Открытия“ эти бумаги стояли по завышенной цене, что позволяло приукрашивать финансовое состояние банка. Имело место определенное манипулирование рыночной ценой»,— отметила глава Банка России.
Выпуск еврооблигаций «Россия-30» до конца 2014 года был самым ликвидным на рынке, а потому считался одной из бенчмарок долгового рынка. Однако в начале 2015 года из-за активной скупки инвесторами в свободном обращении еврооблигаций выпуска почти не осталось. Это негативно сказалось на его статусе, но положительно — на цене. В результате за первый квартал 2015 года стоимость бумаг поднялась до 118% от номинала. Затем стало известно, что большую часть выпуска скупил «Открытие холдинг», поясняют журналисты.
Кроме того, как выяснилось в ходе тех же откровений руководства ЦБ, большая часть топ-менеджеров уже покинула правление банка — с 29 августа прекращены полномочия членов правления Елены Будник, Геннадия Жужлева, Константина Церазова и президента банка Рубена Аганбегяна. Остались только предправления Евгений Данкевич и зампред правления Владимир Рыкунов. Кадровые решения были приняты в тот же день, когда ЦБ сообщил, что банк будет оздоравливаться «в сотрудничестве с действующими собственниками и руководителями». Об увольнениях ничего не сообщили, хотя по закону такая информация раскрывается не позднее чем через два дня.