«Кремлевский доклад» и экономика России

Аналитик Владислав Гинько специально для CRESCO Finance о последствиях публикации Минфином США «Кремлевского доклада» для российской экономики, рубля и рынка.

Картинка

Минфин США опубликовал список лиц, имеющих отношение к высшему руководству России. В него вошли 210 человек: 114 политиков и 96 бизнесменов, которые подпали под новую волну санкций. Из всего доклада была опубликована только часть, которая в свою очередь поделена на 4 категории: «Президентская администрация», «Кабинет министров», «Другие высокопоставленные политические лидеры» и «Олигархи».

Кремлевский доклад Минфина США не несет ничего катастрофичного для российской экономики и финансовой системы России, по крайней мере, в краткосрочном периоде: рубль будет наслаждаться продолжающимся снижением стоимости американской валюты к большинству денежных единиц мира, что толкает долларовые цены на нефть вверх.

Кремлевский доклад был ожидаем, и были прогнозы худшего сценария, но на самом деле новый список из 210 лиц — это даже не санкционный список, а «шорт-лист» претендентов на введение в отношении них санкций США.

Во-первых, никакие санкции в отношении этих 210 человек, за исключением 21 уже попавших под ограничительные меры США, сейчас не введены. Во-вторых, каковы могут быть ограничительные меры и когда они могут быть применены к лицам из «шорт-листа» — вопрос открытый. Отсюда, кстати, и понятная реакция властей России — продолжать выстраивать экономическое сотрудничество с США, где это еще возможно.

Другой, не менее важный аспект в целом всей политики санкций властей США в отношении физических и юридических лиц из России — это то, что в целом они направлены на ухудшение восприятия инвестиционного климата российской экономики. Это создает дополнительную нервозность для любых контрагентов, которые работают с любым бизнесом из России: если сейчас субъект сделки из России не внесен в официальный санкционный список США, то он может быть внесен в любой момент, без каких-либо детальных объяснений.

Существование закрытого санкционного списка, о чем также стало известно наряду с обнародованием листа из 210 лиц, а также закрытая часть этого листа — еще один повод к ухудшению бизнес-климата в России, особенно, когда речь идет о контактировании с иностранными контрагентами.

Кроме того, в пятницу 2 февраля будут представлены предложения по возможным ограничениям на инвестиции в ОФЗ России. Плюс к уже существующим секторальным экономическим ограничениям, а также финансовым санкциям, наложенным на Россию, все это создает санкционную «паутину»: она, вроде бы, невидима, и вроде бы нити тонкие, между которыми можно пролезть, но экономику России она опутывает, стремясь ее изолировать.

И даже те государства, как, например, Китай дистанциируются от идеи поддерживать санкции США в отношении России, де-факто вынуждены просчитывать дополнительные риски. Опыт применения санкционной политики США в отношении Ирана показывает, что Минфин США смог находить даже небольшие компании, например, в Индии, которые совершали небольшие нарушения санкционного режима взаимодействия с Тегераном и налагали на них штраф. Да, он был иногда небольшой , несколько тысяч долларов, однако это показывает, что под радар Минфина США попадает абсолютное большинство сделок в мире, где бы они не совершались и какой масштаб бы не имели»